Четверг, 16.05.2024, 19:39
QUEEN
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [23]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Из истории моей семьи
14.01.2009, 18:16

Митрополит Гермоген
(Максимов Григорий Иванович)
(1861 - 1945)

 Митрополит Гермоген

Родился в 1861 г. Окончил Киевскую духовную академию (1886). Епископ Аксайский, викарий Донской епархии (1910), затем Екатеринославский и Новомосковский. С 1919 г. в эмиграции, был управляющим русскими православными приходами в Греции, на о. Кипр и в Египте. Позднее в сане архиепископа проживал в Югославии на покое в монастыре Хопово. Один из основателей Братства русской правды. В 1942 г. согласился возглавить так называемую Хорватскую Православную Церковь, находившуюся в расколе с Сербской Православной Церковью. Был возведен в сан митрополита (1942) патриархом румынским Никодимом. Осужден архиерейским судом РПЗЦ как нарушающий права Сербской патриархии и исключен из состава Архиерейского Синода РПЦЗ. В июле 1945 г. погиб от рук югославских партизан (или, по другим сведениям, был арестован после освобождения Загреба и приговорен к расстрелу).

Составлено по источникам:

·  Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР). -М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002. С. 511.

·  Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. XX века). - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. С. 233.

·  Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви: 1917-1997. - М.: Валаамский монастырь, 1997.

·  Горячев И. Усташи против четников // НГ-Религии. 22.08.2001.

·  Историко-биографический справочник "Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей"

·  Письмо священника Ильи Голоколосова митрополиту Евлогию (Георгиевскому). - ГАРФ. Ф. Р-5919. Фонд митрополита Евлогия (Георгиевского). Оп. 1. Д. 47.

ДОСТОЙНЫЕ СЫНЫ ТИХОГО ДОНА
24 февраля 1918 г. войска Красной армии (Южный фронт) заняли Ростов-на-Дону. 25 февраля войска Красной армии (Северный фронт) взяли Новочеркасск. 26 февраля, после занятия Новочеркасска, красные арестовали архиепископа Донского Митрофана (Симашковича) и его викария епископа Аксайского Гермогена (Максимова).

Однако в действительности впервые упоминание о проекте Хорват-ской православной церкви появилось гораздо раньше, еще до Первой миро-вой войны. В 1902 г. в одной из загребских газет была опубликована статья, посвященная хорватскому православию. Необходимость создания собствен-ной хорватской православной церкви обосновывалась автором так: «У сербов есть СПЦ, у русских есть РПЦ, значит, у хорватов должна быть ХПЦ, тогда православные хорваты будут избавлены от необходимости посещать серб-скую церковь» . В 1904 г. в «Альманахе Королевства Хорватия» некто Джу-ро Дежелич писал: «Хорваты не могут и не должны позволить, чтобы сербы в Хорватии были связаны с греко-восточной верой и церковью» . В НГХ эти идеи были воплощены в жизнь. Проектом ХПЦ занимался отдел веры мини-стерства правосудия и богословия НГХ, в круг обязанностей которого входи-ла также ликвидация православных церковных общин, церквей и обращение в католическую веру сербов .

Посредством этого отдела в Загребе была организована инициативная группа православных сербов, в нее вошли: Петар Лазич, Василий (Васо) Шурлан - священник-расстрига из Земуна, Душан Якич, Теодор Вукадино-вич. Эта группа составила прошение об основании новой церковной общины. 3 апреля 1942 г. оно было отправлено в Министерство правосудия и богосло-вия, и в тот же день Павеличем было издано «Законное определение о Хор-ватской православной церкви». На основании этого определения министр богословия и правосудия Мирко Пук одобрил открытие первой общины ХПЦ, а первым председателем этой общины стал Петар Лазич . Первая цер-ковная литургия была проведена в церкви св. Преображенья в Загребе, слу-жил её Васо Шурлан, ему сослужили три русских монаха. Он же написал воз-звание к православным сербам с призывом переходить в ХПЦ, которое было передано по радио, а затем и опубликовано. Начиналось оно словами: «Про-сим всех православных священников в помощь НГХ…» .

Возглавил ХПЦ старейший архиепископ Русской православной церкви за границей (РЗЦ) 80-летний архиепископ Гермоген (в миру Григорий Иванович Максимов ), бывший владыка Екатеринославский и Новомосковский.

Архиепископ ехал в Белград из монастыря Гергетека, но по дороге оказался в Сремских Карловцах — центре РЗЦ, который был включен в состав НГХ. Там иерарх был арестован хорватами и препровождён в сборный ла-герь, вместе с ним сидел и один из русских эмигрантов в Югославии, чинов-ник патриаршей СПЦ, позднее описавший свои впечатления в книге «Русские в Югославии. 1920–1945»  — Владимир Маевский. Архиепископа выпустили, и он уехал в женский монастырь Хопово, неподалёку от Фрушкой (Фрукто-вой) Горы. Позже был выпущен и Маевский, но он пребывал под надзором и был вынужден ежедневно отмечаться в комендатуре. От Милоша Оберкне-жевича он узнал о том, что Гермоген решился возглавить раскольничью цер-ковь. Чтобы удостовериться в этом, он сбежал из-под надзора и добрался до монастыря Хопово, где лично беседовал с Гермогеном. Вот что Гермоген ответил ему на прямой вопрос:

«Да что в этом особенного? Вопрос ещё не решён, хотя предложение бы-ло… Человек я старый, мне больше 80 лет и хочется покоя, удобств… А здесь, кто мне поможет, кто позаботится обо мне и кому я нужен. А там я получу квар-тиру, автомобиль, перевезу сына. Но повторяю, вопрос ещё не решён» . После такого ответа, Маевский покинул иерарха и пробрался из НГХ в Сербию.

Гермоген согласился возглавить Хорватскую православную церковь, которая должна была расколоть единство православных в НГХ и оторвать их от Сербской патриархии. Анте Павелич принимал Гермогена вместе с В. Шурманом, П. Лазичем, М. Оберкнежевичем и иеромонахом Платоном в своей резиденции в Загребе 29 мая. А уже 5 июня 1942 г. Павелич подписал устав ХПЦ, где именовал «преосвященного архиепископа Григория Ивано-вича Максимова Гермогена митрополитом загребской митрополии ХПЦ с резиденцией в Загребе». 8 июня в церкви Св. Преображенья в Загребе состоя-лось возведение Гермогена в сан митрополита, которое транслировалось по радио. Там же Гермоген принёс клятву верности НГХ и Анте Павеличу . Милош Оберкнежевич стал секретарём митрополита, а Савич-Маркович — ренегат из Черногории отвечал за информацию. Он занимался изданием офи-циальной газеты Хорватской православной церкви: «Глас Православия».

Согласно уставу, подписанному 5 июня 1942 г., ХПЦ делилась на че-тыре епархии, куда в конце 1942 г. Гермогеном были поставлены архиерей-ские наместники: в Сараеве — Николай Ружнецов, в Зенице - Анатолий Пара-диев, в Шиде — Василий Юрченко, в Загребе — Серафим Купчевский. Все они были русскими эмигрантами в духовном сане .

Вскоре Милош Оберкнежевич оповестил о якобы полученном согла-сии Сербского патриарха Гавриила Дожича на избрание митрополита Гермо-гена главой ХПЦ. (В сан митрополита Гермогена возвёл Румынский патриарх Никодим) . Первой организацией, признавшей ХПЦ, была русская церков-ная община из Сараева, их поддержал и казачий атаман г. Сараева.

Судя по хорватской периодике того времени (официальная газета НГХ «Хрватски народ»), поставление Гермогена и создание ХПЦ признали: Ру-мынская православная церковь (в 1944 г.), Болгарская Православная Церковь, Греческая православная церковь и Вселенский патриархат в Стамбуле (хор-ватская печать сообщала, что 27 июля 1942 г. через МИД НГХ Гермоген по-лучил каноническое признание из Стамбула), то есть все православные церк-ви, которые в то время либо были под оккупацией, либо под влиянием стран «Оси» как союзнических держав. Но, основываясь на архивных данных, Велько Джурич утверждает, что существуют только письма митрополита Гермогена с просьбой признать ХПЦ, но нет ни одного ответа . Действи-тельно, канонического признания, даже в условиях Второй мировой войны и оккупации, не могло быть, так как ХПЦ была создана вопреки всем сущест-вующим церковным канонам.

Официальной реакции Ватикана на создание ХПЦ так и не последова-ло до конца войны. Но Ватикан внимательно наблюдал за новой церковью, претворявшей в жизнь давние планы Святого Престола: экспансия на Восток, Уния и постепенное «окатоличивание» православного населения. Папский посланник в Загребе Джузеппе Рамиро Марконе регулярно информировал Рим о событиях, связанных с ХПЦ .

Посол НГХ в Риме, Никола Рушинович писал, что создание новой церкви воспринято в Ватикане весьма положительно, что Святой Престол считает создание ХПЦ наиболее драгоценным даром из всех, что Хорватия могла преподнести католицизму. Но там же Рушинович пишет и об оппози-ции: кардинал Тиссеран не признал раскольничью церковь и заявил, что нем-цы создали ХПЦ после того, как сами же вместе с хорватами уничтожили 350 тысяч сербов и всех сербских священнослужителей .

К концу декабря 1942 г. ХПЦ имела в НГХ 42 прихода и 62 священно-служителя, среди которых было 20 русских и 42 серба (11 монахов, 2 бого-слова, 29 священников). К 1944 г. количество приходов составило 65 и более не увеличивалось .

Решения о назначении священников принимала не митрополия, а от-дел веры министерства правосудия и богословия. Отдел ставил митрополию перед уже свершившимся фактом. Против этого нарушения религиозных ка-нонов протестовал митрополит Гермоген, но безуспешно .

Известны случаи, когда по документам Отдела веры на приход был на-значен священник, в действительности же он был давно мертв. Если верить архивам этого отдела, то все священники в районе Книна служили в новой церкви. В действительности же, усташи не имели власти на территории Серб-ской Книнской Краины. Вся полнота власти там принадлежала четнической Динарской дивизии, которую создал и всю войну командовал священник Момчило Джуич .

Священный Синод Сербской православной церкви ещё 30 апреля 1942 г. признал ХПЦ не каноничной. Все священники, пошедшие за ХПЦ должны были лишиться сана и подвергнуться церковному суду .

Когда сообщение о назначении Гермогена достигло Св. Синода Рус-ской православной церкви за границей (РЗЦ), митрополит Анастасий обра-тился за каноническим заключением к проф. С.В.  Троицкому. На основе дан-ных, представленных профессором, Гермоген был исключён из состава ар-хиерейского синода РЗЦ, «запрещён в служении» и должен был быть предан церковному суду за неканонические действия .

В середине ноября 1942 г. состоялась Скупщина в Сербской Ясенице (на освобождённой партизанами Тито территории НГХ), где «военные свя-щенники» СПЦ из партизанских отрядов в своём послании осудили основа-ние ХПЦ как обычное «усташское творение» .

Единственный епископ ХПЦ - священник-расстрига Спиридон Мифка был рукоположен 15 августа 1944 г. Хиротония проходила в церкви Св. Пре-ображения в Загребе . Мифка был рукоположен во епископа Сараевского румынским епископом Виссарионом Пуджу специально для этого, прибыв-шим в НГХ. Он был послан румынским патриархом. Тем самым, Румынская православная церковь, не нарушая канонов, опосредованно признала ХПЦ .

Спиридон Мифка был католиком по рождению. Но в 1924 г. он был изгнан из католической семинарии г. Сплита за неуспеваемость. В Сремских Карловцах он принял православие и поступил в православную семинарию, которую закончил с большим трудом в 1927 г. Следующие сведения о Спи-ридоне Мифке уже относятся к 1935 г. В это время он был приходским свя-щенником в Боснии. Что он делал в период с 1927 по 1935 г. неизвестно. В 1936 г. владыка Банялуцкий Йово Илич лишил Спиридона Мифку сана за воровство, подделку документов и гомосексуализм. Во время Второй миро-вой войны Спиридон Мифка жил во францисканском (католическом) мона-стыре Высокое, который находился на территории, вошедшей в НГХ, и пре-подавал там же в гимназии. В 1943 г. он вместе с Любо Милошем — ясеновац-ким палачом, лично казнившем более двух тысяч заключенных в концлагере сербов, занимался организацией усташских формирований в Высоком. Осе-нью 1943 г. православный священник Мифка вместе с усташами оборонял Высокое от прорвавшейся 7-й краинской ударной бригады Народно-освобо-дительной Армии Югославии . В 1945 г. Спиридон Мифка был казнен через повешение партизанами в Загребе.

Несмотря на оккупацию, патриархия Сербской православной церкви в Белграде на рукоположение Спиридона Мифки во епископы отреагировала достаточно резко. 11 cентября 1944 г. появилось следующее заявление: «Ру-коположение во епископа Спиридона Мифки, недостойного и неквалифици-рованного лица, женатого, отца троих детей, бывшего священника СПЦ, ко-торый за свое поведение, не достойное духовного сана, и общую моральную испорченность, решением Верховного церковного суда СПЦ от 15/28-XI 1936 г. был лишен сана священника, незаконно и не канонично» .

Хорватская православная церковь пыталась получить контроль над всем имуществом СПЦ на территории НГХ — те монастыри и церкви, что еще не были уничтожены усташами. В 1943 г. митрополит Гермоген поднимал этот вопрос, но получил от властей следующий ответ: «Государство не имеет возможности передать митрополии бывшее имущество греко-восточной церкви, так как оно находится в распоряжении различных министерств» .

Вообще, несмотря на свое духовное звание, митрополит Гермоген не-высоко котировался в иерархии НГХ. К примеру, служебный автомобиль «для объезда приходов» он получил только в самом конце войны, в октябре 1944 г. митрополит получал государственное жалование, но оно было столь мало, что, когда семья одного из его сыновей была вынуждена перебраться из Белграда в Загреб, Гермогену пришлось просить Министерство правосудия и богословия помочь средствами на покупку одежды и обуви своим близким . (ХПЦ, как и католическая церковь, как и мусульмане НГХ находилась в ве-дении этого министерства и на его балансе).

Фактически ХПЦ перестала существовать, когда партизаны вошли в Загреб. В кафедральной церкви ХПЦ — Св. Преображенья в «Протоколе пе-рехода Сербской православной епархии Загребской» иереем Илией Чуком записано: «В день освобождения Загреба (8 мая 1945 г.) перестала существо-вать Хорватская православная церковь, а 10 июня 1945 г. вновь освящен и открыт храм Св. Преображения Господня в Загребе, община перешла под управление СПЦ, вновь принята кириллица» .

Митрополит Гермоген был убит в конце войны партизанами Тито, а Хорватская православная церковь, не оставив практически никакого следа, прекратила своё существование вместе с НГХ.

8 ноября 1916 г. В совершении Богослужения и в торжестве открытия Высших женских богословско-педагогических курсов приняли участие

Митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Парвицкий-Невский), Епископ Волоколамский ФЕОДОР (Поздеевский), заведующий Курсами Епископ Можайский ДИМИТРИЙ (Добросердов), епископ Верейский МОДЕСТ (Никитин), епископ Аксайский ГЕРМОГЕН (Максимов), а также Великая Княгиня ЕЛИЗАВЕТА ФЕОДОРОВНА, обер-прокурор Святейшего Синода Н.П.Раев, профессоры Московской Духовной Академии и Московского Императорского Университета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Епископ ГЕРМОГЕН (Максимов) 1861 ( ?) – 1945

Епископ Аксайский в 1910 – 1918 гг., затем Екатеринославский. С 1919 г. в эмиграции. В 1942 г., когда в Хорватии под руководством главы усташей (хорватских националистов) Анте Павелича шло массовое истребление сербов, принял предложение оккупационных властей возглавить отделенную от Сербской церкви Хорватскую Православную церковь, что дало возможность спасти жизни десятков тысяч сербов. Был расстрелян по приказу И. Б. Тито вскоре по окончании войны.

 


Категория: Мои файлы | Добавил: maxinot
Просмотров: 1298 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Сайт Суровикино Суровикинский вестник Агромания
Друзья сайта